«То Снетогорский монастырь, чудесное творенье»

К 725-летию Рождества Богородицы Снетогорского женского монастыря


В предместьях Запсковья, с северо-западной стороны города на высоком берегу р. Великой, на крутой горе, называемой Снетною или Снятною, красуется Снетогорский монастырь, один из древнейших в Пскове. Точное время основания монастыря неизвестно.


Впервые он упоминается в летописной заметке под 1299 г. в связи с мученической кончиной игумена Иоасафа. Очень вероятно, что именно Иоасаф, называемый в псковских синодиках первым снетогорским игуменом, и был его основателем. Название монастыря произошло от расположения его на правом берегу Великой, издавна славившейся уловом снетка. Рыбная ловля составляла главную статью монастырского хозяйства. По крайней мере, еще в XIV в. монастырь имел свое подворье в рыбных городских рядах.

В том же 1299 г. монастырь был сожжен и разорен ливонскими рыцарями, при этом умерщвлены были игумен Иоасаф, 17 снетогорских монахов, монахи других монастырей, убогие и малолетние дети.

За первоначальную обеспеченность монастыря говорит уже факт ранней (в 1312 г.) постройки здесь каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, а равно и неоднократное упоминание летописца о возведении в монастыре каменных построек, требовавших, конечно, значительных средств. В 1313 г. Рождественский храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески – единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV в. и яркий образец псковской художественной школы.


14–15 столетия стали временем возвышения Снетогорского монастыря, который приобретает роль главного духовного и монашеского центра Пскова.

В 1477 г. новгородский архиепископ Феофил в свой приезд в Псков подарил Снетогорскому монастырю часы «самозванные» (городовые боевые часы), которые предназначались сначала для Троицкого собора. Большим вниманием пользовался Снетогорский монастырь и у псковского общества. В нем принимали постриг некоторые высокопоставленные лица, в нем начинали свою иноческую жизнь и два знаменитых псковских подвижника – Евфросин – (основатель Спасо-Елеазаровского монастыря) и Савва (основатель Крыпецкого монастыря).

7 июня 1493 г. Снетогорский монастырь с церковью весь выгорел. Но спустя короткое время был заново отстроен.

В XVI в. Снетогорский монастырь считался богатым – в перечне больших псковских монастырей он занимает первое место. Неслучайно он был избран местом остановки для новгородских владык и почетных псковских гостей. Так, в 1472 г. из Италии в Москву ехала византийская царевна Софья Фоминична Палеолог, великокняжеская невеста. Царевна со свитой останавливалась в Снетогорском монастыре.

После вхождения Пскова в состав Русского государства (1510 г.) в псковских летописях появляются отдельные сообщения о ходе монастырской реформы. В 1519 г. в Снетогорском монастыре была построена особая трапезная церковь Николы Чудотворца: «Свершена бысть церковь каменая святыи Никола, на Снятои горы, с трапезою теплая церковь на погребах». Тогда же построены были и настоятельские каменные кельи на правой стороне от Соборной церкви.


Затяжная Ливонская война (1569-1582) стала тяжелым испытанием для псковской земли. По словам псковской летописи, «царь Иван не на велико время чюжую землю взем, а помале и своей не удержа, а людей вдвое погуби». Снетогорский монастырь сильно пострадал во время войны от отрядов польского короля Стефана Батория. В эти годы братия спасала себя и монастырское имущество на псковском подворье, под защитой крепостных стен.

Смутное время принесло обители новые разорения. А в 1615 г. во время нападения шведов король Густав-Адольф имел здесь «свою главную квартиру для своих войск и отселе делал приступы городу». «Июля в 30 день в Воскресение… объявился король Густав Адольф Свейский со всеми немецкими людьми и с Рускими черкасы 16000 на Богоспасаемый град Псков, и ста на Снятной горе». Но великодержавным планам шведского короля не суждено было осуществиться: ценой тяжелых жертв Псков выдержал осаду лучших европейских войск.

Во времена царствования Михаила Федоровича Романова Снетогорский монастырь занимал одно из ведущих мест в развитии внешней и внутренней торговли. Монастырь владел землями, рыбными ловлями и крестьянами, вел большое хозяйство. В Пскове, кроме большого нового подворья, за ним числились мукомольные водяные мельницы на реке Пскове, торговые ряды, сады и дворы, сдаваемые в аренду.

В 1680-е гг. в монастыре проводились крупные строительные работы, следы которых сохранились во многих зданиях обители, в т. ч. и в Рождественском соборе.

Период благоденствия Снетогорского монастыря завершился с началом Северной войны (1700-1721 гг.). В 1710 г. в монастыре случился пожар, уничтоживший часть построек и архив, в котором хранились документы со времени основания обители. Военное положение Пскова, пошлины, наложенные Петром I, привели к упадку монастыря. Точных сведений об этом периоде не сохранилось.

Однако уже к середине XVIII в. в монастыре проводились реставрационные работы, что свидетельствовало об активной деятельности монастыря.

Большим ударом для монастыря была секуляризация (изъятие) церковных земель, проведенная в 1760-х гг. правительством Екатерины II. В конце XVIII в. монастырские храмы были закрыты, деревянные строения сгнили, и в обители осталось всего 9 старцев.

В 1804 г. Снетогорский мужской 3-го класса монастырь по указу Святейшего Правительствующего Синода был упразднен. Штат и оставшееся имущество монастыря, церковная утварь и иконы были приписаны Спасо-Елеазаровскому монастырю, а затем – Крыпецкому. На территории бывшего монастыря было решено устроить загородный дом псковского архиерея. В начале XIX в. здесь был построен архиерейский дом, совмещенный с Никольской домовой церковью, и ряд служебных построек. Работы были прерваны начавшейся в 1812 г. Отечественной войной. До осени 1814 г. в архиерейской резиденции располагались артиллерийские склады.

Большую роль в восстановлении монастыря сыграл назначенный в 1816 г. в Псков архиепископ Евгений (Болховитинов). Под его руководством было проведено благоустройство загородного дома, ремонт и реставрация древних храмов, построены боковые корпуса у Святых врат. Кроме того, архиепископ Евгений изучал историю Пскова, монастырей. Он написал «Историю княжества Псковского» – первый капитальный труд об истории Пскова, составил описания монастырей Псковской епархии: Иоанно-Предтеческого, Никандровой пустыни, Святогорского, Псково-Печерского, Крыпецкого и, конечно, Снетогорского.


В 1822 г. Псковскую епархию возглавил Евгений (Казанцев), известный «как пастырь образованный и просвещенный». Он имел степень бакалавра, интересовался литературой, сам писал стихи.

В Снетогорском монастыре состоялась встреча архиепископа Евгения (Казанцева) с Александром Сергеевичем Пушкиным, отбывавшим ссылку в Михайловском. Александр Сергеевич в 1825 г. писал: «Тамошний архиерей отец Евгений принял меня как отца Евгения» (т. е. как автора романа «Евгений Онегин», 1-я глава которого вышла отдельным изданием в феврале 1825 г., но Евгений уже был знаком с ней).

В 1855 г. был создан новый иконостас Рождественско-Богородицкого храма, что говорит о возобновлении богослужений в соборе. В 1862-1863 гг. проведен крупный ремонт архиерейского дома.

С 1903 по 1910 гг. Псковскую епархию возглавлял архиепископ Арсений (Стадницкий). С его именем связано открытие в Пскове церковно-археологического музея и комитета, певческой школы.

Арсений очень любил свою загородную резиденцию в Снетогорском монастыре. В своем дневнике он писал: «…я поехал на свою Снятную, откуда в течение всего лета не намерен никуда выезжать». При нем в монастыре ежегодно совершался общегородской крестный ход на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.


В 1919 г. комплекс Снетогорского монастыря был включен в охранные списки памятников архитектуры Пскова. В 1920 г. он еще находился в ведении архиерейского дома. В 1921 г. территория монастыря была отдана под дом отдыха для рабочих и служащих завода «Пролетарий».

В 1920-е гг. началось снятие колоколов с храмов для дальнейшей переплавки, изъятие мощей, древних икон из храмов монастыря.

В 1941-1944 гг. территорию монастыря занимал штаб группы армий Вермахта «Север». Были проведены водопровод и канализация, устроена небольшая автономная электростанция.

После Великой Отечественной войны монастырь вновь был отдан под дом отдыха, а после ремонтных работ 1953-1957 гг. там устроили детский кардиологический санаторий.

В 1960 г. архитектурный ансамбль Снетогорского монастыря получил статус памятника республиканского значения и был поставлен на государственную охрану. Начались строительные, восстановительные и реставрационные работы.

В 1985 г. началось комплексное исследование бывшего монастыря, произведены раскопки, в 1985-2001 гг. проведена реставрация древней росписи Рождественско-Богородицкого собора.

В 1993 г. монастырь возвращен в Псковскую епархию. Обитель была возобновлена как женская. В 1990-е гг. были отреставрированы церкви, возведен новый корпус, обустроено подворье.

В 2019 г. сооружения Снетогорского монастыря внесены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В наши дни Снетогорский монастырь – одно из самых удивительных мест Пскова. Он осуществляет экскурсионную и паломническую деятельность для того, чтобы все желающие могли познакомиться с древней историей обители и помолиться у его святынь.

Ансамбль монастыря составляют собор Рождества пресвятой Богородицы, трапезная церковь Николая Чудотворца, руины колокольни с церкви Вознесения Господня (1526 г.), святые ворота и ограда.

В стенах Никольской церкви совершается ежедневное богослужение. В Рождественском храме службы проходят в период после Пасхи и до Покрова. Еженедельно по четвергам в монастыре проводятся крестные ходы.

Главной монастырской святыней являются пребывающие в нем частицы мощей преподобного игумена Иоасафа и убиенных вместе с ним иноков в храме святителя Николая.

В настоящее время в обители подвизаютя около 70 насельниц.

С 1990-х гг. возрождением обители занималась настоятельница Снетогорского женского монастыря игумения Людмила (Ванина). Она возведена в сан 14 ноября 1993 г. указом архиепископа Евсевия. Под ее управлением монастырь значительно преобразился: изменился облик трапезного храма свт. Николая, возобновились службы в Рождественской церкви, реконструированы жилые корпуса, возведен Восточный корпус с домовой церковью прп. Иоасафа.

За два года до кончины (14.04.2015) игумения Людмила была пострижена в великую схиму – высшую ступень православного монашества.


В декабре 2019 г. Синод Русской православной церкви по итогам рассмотрения прошения митрополита Псковского и Порховского Тихона утвердил монахиню Рафаилу (Позигунову) настоятельницей Снетогорского женского монастыря. 11 января 2020 г. митрополит Тихон совершил чин поставления во игумении монахини Рафаилы (Позигуновой).


За свою многовековую историю обитель пережила как периоды расцвета, так и времена разорения, упадка. Но до сих пор актуальны записи из дневника Арсения Стадницкого: «Как тянет сюда! С радостию вступил я в дом свой, мои птички встретили меня звонкою веселою песнею. Сразу почувствовал я себя хорошо».

Снетогорский Рождества Богородицы монастырь существует уже более 700 лет. И разносится по всей округе торжественный благовест его колоколов.


***

В фондах ЦБС г. Пскова представлены книги, брошюры, буклеты о Снетогорском монастыре. Найти их можно по электронному каталогу на нашем сайте. В электронном каталоге статей можно познакомиться с публикациями о монастыре в разные годы в сборниках и периодических изданиях. Страница «Снетогорский монастырь» на краеведческом сайте для детей «PskovKid» знакомит с историей монастыря и фотографиями обители.

***

Предлагаем список литературы и интернет-ресурсов об истории, значении и современном состоянии Снетогорского монастыря, древних фресках, посещении монастыря Софьей Палеолог, об изображении монастыря в альбомах и гравюрах.


Видеопрезентация «Снетогорский монастырь в изобразительном искусстве»

Библиография к видеопрезентации

«Снетогорский монастырь в стихах»

Материал подготовила библиограф ИБО ЦГБ Гаранова Л. Ф.



 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх