СПЕГАЛЬСКИЙ ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ
(3 июня 1909 - 17 января 1969)


«Если бы были добрые волшебники... Пришел бы такой волшебник и сказал: «Дорогой Юрий Павлович, чего Вы бы больше всего хотели? Я могу предложить Вам следующее: стать самым главным из известных в нашем мире ученым, получить возможность жить, где хотите, Нобелевскую премию, Ленинскую премию... и все прочее, или же, если хотите следующее: вернуть Вам Псков таким, каким он был около Вашего рождения, вернуть всё, что в нём тогда было, и обеспечить Вам на всю жизнь пребывание в нём.

И тогда я, не задумавшись ни на секунду, ответил бы ему: «Слушай, дорогой волшебник! Неужели Вы думаете, я променяю свой Псков на какую-то муру, не стоящую даже сравнения со старым Псковом!» Вот так я смотрю на то, к чему я привязан с детства. Но добрый волшебник не приходит...», - так писал Юрий Павлович Спегальский в 1963 году одному своему корреспонденту, будучи уже 15 лет в Ленинграде в вынужденной разлуке с Псковом.


Кто же этот пскович, чей единственный мемориальный музей хранит Псков, назвав улицу, на которой он родился, его именем, обозначив дом, в котором прошли последние пять месяцев его жизни, памятной доской?

Ю.П. Спегальский родился в Пскове 3 июня 1909 года в семье коренного псковича Павла Константиновича Спегальского, строительного рабочего высокой квалификации, мастера-лепщика, автора декоративных украшений общественных зданий города. Мать происходила из дворянской семьи Печенко. Отец рано умер (в 1918 г.), но успел оставить впечатление о себе в душе сына, как «о самом лучшем из всех людей на свете». Видимо, благодаря отцу, юный Спегальский еще в школьные годы обнаружил непреодолимую склонность к строительному делу и интерес к древней русской архитектуре. Влияние отца да красота псковской земли, открывшаяся ему впервые, когда он подростком добрался до самой вершины шпиля соборной колокольни Снетогорского монастыря, определили его судьбу, занятиями связав навеки с Псковом. В подростковом возрасте это ощущение красоты родной земли и интерес к её истории вызовет не по-детски серьёзную деятельность: он создаёт в школе кружок краеведения, вместе с друзьями будет производить натурные обследования памятников, примет участие в реставрационных работах музея. Об этом свидетельствуют документы музея, в которых взрослые серьёзные люди дают высокие оценки работе подростка.

Как его современник Михаил Бахтин в Невельском альманахе первой работой определит свое будущее философа, так школьник Спегальский своей первой публикацией «О значении древнепсковской архитектуры» в сборнике Псковского общества краеведения «Познай свой край» за 1927 год заявит о себе как о начинающем исследователе псковской архитектуры. Эта работа уже тогда отрицала мнение современного исследователя псковской архитектуры А.И.Комеча, который утверждает, что о художественных особенностях псковской архитектуры никто не писал. Выводы о художественных достоинствах псковской архитектуры были сделаны почти мальчиком, но мальчиком уже в совершенстве изучившим приёмы псковской каменной кладки на практике - он в школьные годы работал каменщиком в псковской строительной артели. Он продолжал работать в Пскове и в каникулярное время, учась в Ленинградских вузах на архитектурном факультете (Академии художеств и ЛИИКС).

После окончания института Спегальский работает в Ленинградской инспекции по охране памятников, занимаясь в 1936г. реставрацией Гремячей башни в родном городе.


В 1939-1940 годах он реставрирует Вторые палаты Меншикова. Два года работы спасли памятник от разрушения. Но тут появились объективные причины для прекращения реставрационных работ - начинается война, которая оставила его в Ленинграде для весьма ответственного дела - обмеров и маскировки высотных памятников архитектуры. Это была поистине героическая работа потому что проводилась без лесов.

Работая в Ленинграде он держал Псков в своем сердце, выплеснул свои чувства к нему в суровую зиму 1941-1942 гг. в серии рисунков «По Пскову XVII века». В них проявился не только талант художника, но и дар историка, поэта, прекрасного знатока древнего Пскова. Он рисовал свой город в прошлом, думая о будущем, реально представляя свое возвращение на родину после победы. Именно в эти тяжелые военные дни он думал о создании Пскове архитектурных заповедников с охранными зонами. В 1944 году, город был освобожден, он приехал в Псков, чтобы возглавить областную инспекцию по охране памятников. Это были самые насыщенные напряженной работой три с половиной года. В это опасное для обследования памятников время (город еще не освобожден от мин) он проделал огромную работу по постановке на учет и систематизации памятников архитектуры, имеющих историческую и художественную ценность. Эта работа послужила основой для создания первого в советской практике проекта архитектурных заповедников, но его проект в Пскове не был принят, несмотря на поддержку Москвы. Виновато ли было в том начальство, или архитекторы, приехавшие работать в чужой город, и не знавшие его древней истории, но проект Спегальского остался на бумаге.

Параллельно он сделал другое важное дело - в 1946 году открыл первые реставрационные мастерские в Пскове. Можно назвать до десятка проектов реставраций и консервации памятников, выполненных Спегальским в 1945-1948 гг. А кроме того практическая работа: это восстановление глав Троицкого и Спасо-Преображенского соборов верхолазным способом, без лесов, реставрационные работы на церквях: Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Козьмы и Дамиана с Примостья, Иоакима и Анны, колокольне и корпусах церкви Михаила и Гавриила Архангелов. Благодаря исследовательской работе этого времени, Спегальским была уточнена, а в некоторых случаях изменена датировка памятников псковского зодчества, как это случилось с церковью Василия на Горке. В 1946 году в издательстве «Искусство» выходит его первая книга «Псков. Исторический очерк».

Возглавляя мастерские в тяжелейшее послевоенное время, он подчас встречал полное непонимание, невыполнение уже принятых постановлений.

16 сентября 1946 года Спегальский обращается с докладной к председателю облисполкома В.Д. Семину, в которой с отчаянием напишет: «Как видно из вышеизложенного, никем ничего не было сделано - мастерские задыхаются от недостатка рабочей силы и не имеют никакого помещения. Совершенно ясно, что постановление Советского правительства о сохранении памятников древнепсковской архитектуры сорвано, благодаря недопустимо равнодушному отношению к выполнению постановления правительства, так как возможности были, но не хватило желания его выполнять. Если нельзя требовать от всех, чтобы они понимали, что такое культура, искусство и зачем нужно что-то еще, кроме удовлетворения самых примитивных потребностей, т.е. чтобы все сами сознавали значение памятников народного искусства и старались их сохранять, то я полагаю, что следует требовать от всех без исключения уважения к постановлениям Советской власти... Прошу Вас принять меры в отношении лиц, не выполняющих решения Псковского облисполкома, упомянутых здесь мною».

Его взаимоотношения с руководящими инстанциями всегда складывались непросто. Его настойчивая требовательность, бескомпромиссность и принципиальность вызывали раздражение в административных кругах, приводили к конфликтам, после которых архитектор покидал Псков.

В 1948 году Спегальский уезжает в Ленинград, поступает в аспирантуру Академии художеств и блестяще защищает диссертацию «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». Главный вывод этого исследования - существование верхних жилых деревянных этажей на каменных палатах XVII века - получил общее признание специалистов и явился вкладом в изучение не только псковской архитектуры. После защиты диссертации Юрий Павлович живет в Ленинграде, работает в академических институтах, сначала в архитектурном, а с 1958 года - в археологическом, занимается изучением архитектуры древнего Пскова. В 1956-1957 гг. с бригадой альпинистов-верхолазов участвует в реставрации куполов и шпилей Исаакиевского и Петропавловского соборов. Выходят в печати статьи и книги: в 1963 году две монографии: «Псков. Художественные памятники» и «Псковская каменная жилая архитектура XVII века». Его ленинградская квартира превращается в псковскую средневековую повалушу с изразцовой печью, завесами, столами, шкафами, паникадилами, украшенными старославянской вязью и картинами с сюжетами из псковской средневековой жизни. (Все это сейчас можно видеть в мемориальном музее Спегальского в Пскове). В 1958 году он напишет своему знакомому из Пскова: «Русский народ очень талантлив, но его неумение хранить свои богатства, неуважение к себе достигают чудовищной степени... Псков XV - XVI веков был одним из крупнейших и богатейших культурных центров не только России, но и всего тогдашнего мира. Ведь это-то всем известно на наш взгляд, взгляд современного человека, это был огромнейший музей сокровищ искусства, которым цены не было... Если бы современный человек мог побывать в Пскове XV - XVI вв., он был бы потрясен до глубинм души открывшимся перед ним богатством...

Я считаю, что Ваши слова о том, что «я потерпел неудачу и что это было столь печально для меня», освещают не ту сторону, которую важно было бы осветить... неудачу в данном случае потерпел Псков, и ее плоды едва ли когда-либо в должной мере удастся исправить... Исследуя архитектуру, я постоянно убеждаюсь, что именно архитектура наиболее объективное и точное зеркало, отражающее жизнь такой, какая она есть... Думая над проектом заповедников, я переоценил современных псковичей, идеализируя их, считая, что они поймут и оценят то, о чем они оказались совершенно неспособными судить».

Одна из главных идей Спегальского состояла в том, чтобы не просто реставрировать древние сооружения, а решить проблему включения отдельных памятников и целых комплексов в современную застройку города. Разработанные им смелые предложения по реконструкции памятника, планы и проекты во многом опережали время, были подчинены страстному желанию защитить древнюю архитектуру и превратить Псков в город-музей под открытым небом.

В сентябре 1968 года Спегальский был приглашен работать главным архитектором псковских реставрационных мастерских. Он возвращается в Псков не с пустыми руками. У него почти закончена работа «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова», рассчитанная на 12 лет. Но проработать ему удалось только 150 дней. Юрий Павлович скончался 17 января 1969 года.
Осталась его вдова, Ольга Константиновна Аршакуни (1908-1991), художник-архитектор, благодаря самоотверженности которой издавались труды Ю.П. Спегальского, а в 1986 году открылся музей.

Похоронен Юрий Павлович на Мироносицком кладбище Пскова.

М.Кузьменко. Юрий Павлович Спегальский / М.Кузьменко // На рубеже тысячелетий: Книга о людях культуры и искусства. 1 том.- Псков, 2002. - С.145 - 150.

См.также: http://spegalsky.narod.ru/

***


В 1982 г. древняя улица Михайловская в центре Пскова, где родился архитектор, была переименована в улицу Спегальского.


В 1990 году на доме по адресу Октябрьский проспект, 14 была установлена мемориальная доска с горельефом Ю.П. Спегальского работы скульптора А.Д. Кириллова.
В этом доме Юрий Павлович жил и работал c сентября 1968 по январь 1969 года.











К 60-летию издания «Псков. Художественные памятники» и 1120-летию Пскова
Чтение оnline

В 2023 году первому прижизненному изданию Юрия Павловича Спегальского «Псков. Художественные памятники», сохранившегося в фондах библиотек, исполнилось 60 лет с момента выхода в свет тиражом 35 000 экз.

Спегальский, Ю. П. Псков. Художественные памятники / Ю. П. Спегальский. - Ленинград ; Москва : Искусство, 1963. - 303 с. : ил.


Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город-воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов.
Но не только боевыми подвигами был велик древний Псков. До наших дней частично дошли многие произведения его талантливых ремесленников, художников, зодчих. Особенно замечательным было зодчество древнего Пскова. Ему и посвящена эта книга.

Читать книгу online


К 115-летию Юрия Павловича Спегальского
Чтение оnline

Спегальский, Ю. П. Псковские каменные жилые здания XVII в. / Ю. П. Спегальский ; отв. ред. М. К. Каргер. - Ленинград ; Москва : Изд-во Академии наук СССР, [Ленингр. отд-ние], 1963. - 172, [3] с. : ил. - (Материалы и исследования по археологии СССР ; № 119). - Фонд редкой книги. - Прижизн. и/или первые печат. изд. - Имеется электрон. аналог. - Библиогр. в подстроч. примеч.

Среди псковских памятников старины важное место занимают остатки древних гражданских зданий. Они представляют собой ценнейший источник сведений о древнерусском гражданском зодчестве, причем источник не только не исчерпанный, но пока еще почти не использованный. До сих пор сведения, которыми мы располагаем о гражданском зодчестве древней Руси, остаются очень неполными и неточными. Недостаточность их не позволяет нам правильно и ясно представить облик древнерусских городов и обстановку жизни в них. Это отрицательно сказывается не только на трудах ученых, изучающих древнерусскую культуру и быт, но и на работах деятелей советской литературы и искусства, посвященных темам, связанным с историей Руси.


Остатки древних гражданских зданий сохранились в очень немногих из старинных русских городов. И в каждом из них эти остатки настолько немногочисленны, что по ним уже невозможно с необходимой полнотой судить о гражданской архитектуре этих городов.

Один лишь Псков представляет собой счастливое исключение: он все еще сохраняет несколько десятков памятников гражданского строительства XVI и XVII веков.

Эта книга написана на основе материалов кандидатской диссертации Ю. П. Спегальского, посвященной гражданской архитектуре Пскова XVII века, которую он защитил в 1951 году. В этой работе он доказал факт существования верхних деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Факт этот был признан специалистами значительным не только для Пскова, но и для многих древних русских городов.

После защиты материалы диссертации сразу же были рекомендованы ученым советом для издания монографии. Однако книга увидела свет только двенадцать лет спустя - в 1963 году.

Читать книгу online



Викторина

«Познай свой город!» - городская викторина в рамках празднования 100-летия известного архитектора-реставратора, исследователя средневековой архитектуры Пскова Юрия Павловича Спегальского


Музей-квартира Ю. П. Спегальского

г. Псков, Октябрьский пр., 14, кв. 74. Тел. (81122) 2-47-91

 
Этот сайт использует файлы cookies. Данные файлы представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с использованием cookies.


наверх